Проблема заикания у детей

заикание у ребёнка

Заикание возникает у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек и проявляется, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет. Таким детям зачастую бывает сложно в детском коллективе: они испытывают комплекс неполноценности, избегают общения, что в свою очередь, негативно сказывается на процессе воспитания и обучения.

Причины заикания могут быть разными: органические поражения мозга, наследственность. Интересно, что привести к заиканию может даже попытка переучивания левши, именно поэтому специалисты не настаивают на этом.

Причинами заикания могут быть и психические травмы6сильный испуг, постоянные скандалы в семье, трудности адаптации в школьном или дошкольном учреждении.

Вне зависимости от причин заикания, надо чётко представлять: не следует медлить с визитом к врачу, поскольку, чем позже обращается человек за медицинской помощью, тем острее психологическая травма от чувства неуверенности в себе. Получается своеобразный замкнутый круг; с одной стороны, человек не уверен в себе, потому что заикается, а с другой – заикается из-за неуверенности в себе. А ведь при своевременном обращении к специалистам, успех приходится на 98% случаев заикания.

Заиканию нередко способствует ряд заболеваний: нарушения речи, письма, чтения. В 45% случае маленькие пациенты страдают логофобией – страхом перед речью и другими фобиями. До 60% случаев энуреза, различными невротическими реакциями. Именно поэтому они нуждаются в комплексном лечении, включающем психологическую, медицинскую и социальную коррекцию. Для каждого ребёнка составляется индивидуальный план коррекции, включающий приём медикаментов, логопедические занятия, постановку дыхания, отработку артикуляции.

Одновременно происходит работа с родителями по выработке у них правильного восприятия ситуации, формирования оптимального стиля общения с ребёнком, которому очень важна поддержка мамы и папы. Только в этом случае он поверит в свои силы и скорее преодолеет недуг. Частым спутником заикания являются неврозы, для лечения которых специалисты используют различные виды психотерапии; игровую, сказкотерапию, нервно-мышечную релаксацию. Существую современные педагогические технологии, использование которых в работе с дошкольниками позволяют развить память, внимание, мышление и подготовить должным образом ребёнка к школе. Поведенческая терапия позволяет избавиться от логофобии. Смысл заключается в том, что ребёнок выступает поначалу перед родителями или друзьями, а на заключительном этапе устраивает концерт или спектакль. Такое комплексное лечение позволяет достичь прекрасных результатов. Но даже в этом случае при выписке для каждого ребёнка составляется программа психолого-педагогической и медицинской реабилитации, позволяющая закрепить успех.

Комментировать