«Принцы» и «жабы» или немного о самооценке вашего ребенка

Все люди постоянно сравнивают себя с другими людьми, и наши дети не исключение. От того, каким видит себя ребенок, и на какую «ступеньку» ставит себя относительно других, во многом зависит его успешность в жизни. На формирование самооценки малыша очень сильное влияние оказывают его родители. Те фразы, которые они используют в повседневном общении, откладывают отпечаток на то, каким видит себя малыш: «плохим» или «хорошим», «жабой» или «принцем».

Рассмотрим возможные варианты поведения ребенка в зависимости от того как он оценивает себя и других.

1. Я-хороший и Ты-хороший – это очень хорошая и позитивная позиция. Дети, которые высоко оценивают как себя, так и окружающих, как правило, очень активные, находчивые, общительные, с хорошим чувством юмора и с удовольствием идущие на контакт. Они с большим желанием участвуют во всевозможных играх и затеях. В случае проигрыша они не обижаются, не плачут, а в случае выигрыша не дразнят других. Такие дети адекватно оценивают мир и хорошо себя в нем ощущают.

2. Я-хороший, а Ты-плохой – такая позиция свойственна детям с чувством собственного превосходства над окружающими. Они крайне высоко оценивают себя, а других воспринимают с большой долей негатива. От них часто можно услышать фразы типа «Я самый лучший», «Я самый красивый», «Я самый умный» и т.п. Такие дети стремятся всегда быть лучше других, часто вступают в конкурентные отношения и могут быть агрессивными по отношению к тем, кто делает что-то лучше них. Такое отношение к окружающим часто приводит к тому, что ребенок отделяется от сверстников и находится в изоляции.

3. Я-плохой, а Ты-хороший – позиция, зачастую свойственная тревожным, мнительным, стеснительным детям. Им кажется, что они хуже других, у них ничего не получается как надо и они боятся быть на виду. Такие дети боятся участвовать в коллективных играх, боясь показаться неумехой и проиграть. Проигрыш часто вызывает у них обиду, слезы, капризы. Они устраивают истерику и уходят из игры. Крайне низкая оценка самого себя приводит к тому, что они слишком легко поддаются влиянию сверстников. Взрослым необходимо следить, чтобы это влияние не было негативным, а также им нужно всеми силами пытаться, чтобы ребенок стал оценивать себя лучше.

4. Я-плохой и ты-плохой – такая позиция, как правило, встречается у детей крайне редко. Она свойственна лишь тем, кто попал в сложные жизненные ситуации, кто воспитывается в неблагополучных семьях или тем, чье эмоциональное состояние нестабильно по другим причинам. Таких детей не покидает чувство безысходности, безнадежности. Мир кажется несправедливым и тусклым из-за чего начинает теряться смысл жизни.

Конечно, самым благополучным вариантом является тот, когда малыш и себя, и других оценивает хорошо. Такая жизненная установка помогает ребенку добиваться успехов в жизни, а также легко налаживать контакты с другими людьми. Остальные позиции являются менее благополучными и требуют коррекции. Родителям следует работать со своим малышом, чтобы его самооценка была адекватной, и чтобы он позитивно оценивал себя и окружающих.

Комментировать