Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Многие родители сталкиваются с проблемой гиперактивности ребенка. Такой малыш непоседлив, импульсивен и чрезмерно возбудим. Из-за неумения сдерживать свои желания он не может управлять своими эмоциями и поведением. Из-за этого с таким ребенком трудно организовать какую-либо работу: будь-то развивающая игра или обучение. Как же сделать так, чтобы сгладить «острые углы» гиперактивности? Как вести себя родителям, чтобы ребенок стал более управляемым и обучаемым?

Во-первых, запомните, что всю работу, связанную с обучением гиперактивного ребенка нужно проводить в первой половине дня, а не вечером. С утра его мозг еще не устал и максимально готов к нагрузке. Занятия, проведенные вечером, будут малоэффективны.

Во-вторых, учтите особенности гиперактивного ребенка и уменьшите учебную нагрузку на него. Такой малыш не может долго сидеть на одном месте, поэтому ему нужно делать много маленьких перерывов, чтобы он мог немного отвлечься. Заранее спланируйте работу с ним и поделите учебную информацию на небольшие блоки, между которыми будут паузы. Желательно, чтобы во время пауз ребенок делал физкультминутку. Это позволит ему размяться, снять мышечное напряжение и потом с новыми силами включиться в интеллектуальную работу.

Обучая гиперактивного ребенка, забудьте о монотонности и длинных «лекциях». Старайтесь подавать материал эмоционально, выразительно, чтобы внимание малыша не рассеивалось на посторонние вещи. Включайте его в активную работу, стимулируйте на то, чтобы он сам высказывал свое мнение, выполнял задания и т.д. Гиперактивный ребенок должен быть увлечен, чтобы мог долго сидеть на одном месте. Чтобы еще больше завладеть вниманием такого малыша, во время занятий усаживайтесь рядом с ним. Расстояние между вами не должно превышать 1 – 1,5 метров. Если внимание ребенка начнет рассеиваться, используйте тактильный контакт – дружелюбно похлопайте его по плечам, приобнимите, возьмите за руку и т.д.

Не будьте слишком требовательны к аккуратности ребенка. Гиперактивному малышу трудно писать без клякс и помарок. Не ругайте его за это. Больше внимания обращайте на оценку правильности выполнения задания, а не на красивое оформление. К чистоте письма ребенка нужно приучать постепенно. Хвалите его, когда ему удается выполнить работу аккуратно, поощряйте и дальше старательно и усердно заниматься.

Чтобы приучить ребенка к саморегуляции своего поведения, заранее сообщайте ему о планируемых занятиях. Он должен предварительно настроиться на работу и понимать, что в определенное время ему нужно будет оставить игру или какие-либо другие дела и приступить к упражнениям.

Не забудьте про систему поощрений и наказаний. Ребенок должен знать, что его ждет за правильное выполнение ваших инструкций, а что – за непослушание. Старайтесь делать так, чтобы к наказанию прибегать как можно реже. Лучше создавайте для малыша ситуацию успеха – это будет мотивировать его на то, чтобы и дальше старательно выполнять ваши указания. Помните, что хвалить и наказывать нужно сразу же после проступка. Если это отложить, то ребенок забудет за что его хвалят или наказывают и это не возымеет воспитательного воздействия.

Ну и напоследок, старайтесь всегда оставаться спокойными. Гиперактивные дети требуют много вашего внимания и усилий. Далеко не сразу у них будет получаться усердно заниматься. Если вы будете терять хладнокровие и нервничать, ребенок это почувствует и у вас не получится наладить с ним тесный контакт. Помните, что только при взаимном доверии и уважении у вас с ним может получиться эффективная работа.

Комментировать