Поощряем желание ребёнка учиться

ребёнок учится

Детей, которых бы не интересовало всё новое, нет. Они все рождаются любознательными в той или иной степени, и задача взрослых состоит в том, чтобы умело использовать это детское качество во благо, поощрять стремление ребёнка к постижению нового, накоплению знаний. Не стоит препятствовать исследовательской деятельности ребёнка. Напротив, надо развивать любознательность, чтобы у ребёнка сохранилось желание учиться. Как же это сделать?

Прежде всего, надо внимательно слушать вопросы ребёнка, не отмахиваться от него, мотивируя всё занятостью. Не забывайте, что для малыша всё то, к чему вы давным - давно привыкли, - новое. Поэтому на определённом этапе развития он вас просто будет «засыпать» вопросам. Безусловно, не у каждого родителя хватит терпения отвечать на сотню вопросов «Что это?». Но стремиться к этому надо. Если ребёнок не находит ответы на интересующие его вопросы, или ему постоянно объясняют, что он ещё слишком мал, чтобы понять суть, он просто перестанет спрашивать. Конечно, всегда надо учитывать возраст ребёнка и отвечать коротко и понятно.

Если ваш ребёнок всерьёз увлечён исследовательской деятельностью, вам придётся с этим смириться. Конечно, такое стремление ребёнка для взрослых сопряжено с массой проблем, как правило. Возможно, будет нарушен привычный порядок в доме, вас не устроит отсутствие чистоты. И всё же, если то, чем занят ваш малыш, не приносит никакого ощутимого вреда вам и вашему жилищу, является безопасным, вам придётся смириться с тем, что в вашей семье есть маленький исследователь. Речь идёт о необходимости корректировать исследовательскую деятельность малыша, если возникает такая потребность. Малышу непременно надо дать понять, что вас не устраивает результат, если эксперимент становится разрушительным или опасным. Тогда его надо вовремя остановить и направить его энергию в иное русло, предложив другой объект в качестве экспериментальной модели. Вы сможете не только обезопасить свой дом таким образом, но и принять непосредственное участие в опытах вашего ребёнка, что он наверняка оценит.

Не забывайте о том, что чудесный способ познания мира – наблюдения. Поэтому рассказывайте и показывайте ребёнку всё: игровые площадки, магазины игрушек, зоопарки, лужайки, улицы. Ему всё будет интересно. А если прогулка будет сопровождаться вашим рассказом – ещё лучше.

Не ограничивайте ребёнка в его стремлении познать мир и получить самые разные впечатления. Он должен качаться на качелях, спускаться с горки, кататься на лыжах, плескаться в бассейне, сажать цветы, рисовать мелком. Дети очень часто проявляют интерес к бытовым вещам, к тому, чем дома занимаются родители. Им, например, хочется самим посыпать тесто мукой или помочь накрыть на стол. Не стоит им препятствовать в этом, даже если вы справедливо уверены в том, что сами бы справились значительно быстрее, да и на кухне было бы чище. Возможно, это и так, но в таком случае вы лишите своего ребёнка возможности приобретать опыт.

Не подавляйте фантазии и импровизации ребёнка, они в такой же степени, как и реальность, учат его. Книги, телевидение, всевозможные игры – всё важно. При этом, правда, надо строго следить за временем, которое ребёнок проводит у телевизора, который, конечно, даёт возможность извлечь информацию из некоторых детских передач. Но это – пассивное обучение, когда дети не являются активными участниками познавательного процесса. Дети, которые в телевизоре видят чуть ли не единственный источник знаний, полагают, что все ответы они найдёт там в виде ярких картинок, танцующих животных. Они перестают быть любознательными и не стремятся к открытиям.

Используйте для обучения любую возможность, включая его в повседневную жизнь. Обращая внимание на цвет предметов, их конфигурацию, количество можно без особых усилий многому научить ребёнка. Конечно, вы не научите малыша в 1,5 года считать и читать. Да это и не нужно. Но вам наверняка удастся зародить искру интереса к разным вещам у него и подготовить фундамент будущего обучения.

Превратите обучение в игру, оно не должно слишком «напрягать» малыша. Задачи не должны быть невыполнимыми, а учеба не должна превращаться в наказание.

И не забывайте, что лучший пример – собственный. Как и многое другое, желание постигать новое и учиться – заразительно. И если ваш малыш очень рано поймёт, что вы не останавливаетесь на достигнутом и стремитесь к освоению новых высот, это послужит дополнительной мотивацией и для него. Успехов вам!

Комментировать