Маленький агрессор

В последнее время одной из часто встречающихся проблем является проблема повышенной детской агрессивности. Почти в каждой группе детей (будь то на улице, в детском саду или в школьном классе) встречаются малыши, которые нападают на других ребят, обзываются, кричат, отбирают игрушки и вообще ведут себя грубовато. Как правило, взрослые не очень любят этих «ершистых» маленьких задир и часто не знают как себя вести, чтобы подобное поведение малыша прекратилось.

Добиться в один миг того, чтобы такой ребенок стал послушным и покладистым практически невозможно. Но регулярная воспитательная работа, обучение малыша умению сотрудничать с социумом дают положительный результат. Главное для взрослых – искоренить причины агрессивного поведения и найти правильный подход к ребенку.

Причины детской агрессивности достаточно разнообразны. Как правило, это неблагополучная атмосфера в самой семье (регулярные конфликты и стрессы) или ошибки родителей в воспитании (недостаточные требования или отсутствие единства в требованиях к малышу). Еще одной частой причиной являются нарушения эмоционально-волевой сферы самого ребенка, когда он не может управлять своим поведением и теряет контроль над собой. Также ребенок может проявлять агрессию в целях самозащиты или для того, чтобы привлечь внимание и занять лидерское положение в детском коллективе.

Для того чтобы малыш мог сдерживать свою агрессивность и мог вежливо вести себя с другими ребятами необходимо вести с ним работу в трех основных направлениях: обучить ребенка приемлемым способам выражения гнева, научить распознавать свои эмоции и эмоции других людей, а также сформировать у него способность к сопереживанию и сочувствию.

Например, когда ребенок зол можно предложить ему рвать и комкать бумагу или бить боксерскую грушу до тех пор, пока ему не станет легче. Хорошее влияние оказывают активные занятия спортом – бегом, борьбой и т.п. Также важно научить ребенка расслабляться, этому способствует приятная музыка, игры с песком или водой, приятные ароматы. В качестве музыкотерапии психологи рекомендуют «Сладкие грёзы» П.И.Чайковского, «Грустный вальс» Я.Сибелиуса, «Фантазия – экспромт» Ф. Шопена, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Лунная соната» Л. Бетховена и другие классические произведения.

Чтобы научить ребенка разбираться в эмоциональных состояниях других детей нужно привлекать к этому его внимание. Например, задавать вопросы: «Как думаешь, только тебе сейчас плохо или кому-то еще?», «Как ты думаешь, почему другой малыш плачет?» и тому подобное. Важно, чтобы ребенок мог поставить себя на место «жертвы» и понять, что его «злое» поведение иногда причиняет боль другим детям. Также нужно научить ребенка мириться и жалеть других. Он не должен бояться признавать свои неправильные поступки и исправлять их.

Регулярная воспитательная работа, своевременное реагирование на поступки и поведение ребенка, а также понимание и безоговорочная любовь к нему помогут преодолеть агрессивное поведение малыша и научить его адекватно вести себя в детском коллективе.

Комментировать